MENU
Главная » 2010 » Апрель » 20 » КАРЛШТЕЙН
11:37
КАРЛШТЕЙН
Карлштейн занимает среди чешских градов и замков исключительное положение. Его возникновение не было обусловлено необходимостью создания административного центра управления владениями или королевской резиденции. С самого начала Карлштейн был предопределен как место хранения королевских сокровищ, прежде всего коллекции святых реликвий и императорских коронационных сокровищ. Град был назван в честь своего основателя Карла IV, короля чешского и императора Священной римской империи.
Строительство града было начато в 1348 году. По данным исторических хроник более позднего времени Карлштейн был основан 10 июня при участии пражского архиепископа Арношта из Пардубиц. За несколько лет град был подготовлен к пребыванию короля и императора, посетившего его, по имеющимся данным, в 1355 году. К этому же периоду относится также упоминание о первом карлштейнском управляющем - бургграфе Вите из Битова. Карел IV контролировал ход строительных и, в первую очередь, отделочных работ, так как диспозиции града были подчинены его необычной функции и предназначению. Архитектурная компоновка града включала в себя нижний уровень, на котором находилась колодезная башня и дом бургграфа на главном дворе. На следующем уровне располагается могущественный императорский дворец, а над ним малая, так называемая Марианская башня. На самой вершине горного отрога возвышается Большая башня высотой 60 метров с собственными укреплениями. В ее часовне св. Креста хранились святые реликвии и императорские коронационные сокровища. Здесь на протяжении 200 лет с начала гуситских войн находились сокровища чешских королей и чешский архив.
Часовня св. Креста была украшена 130 картинами станковой живописи на дереве мастерской Мастера Теодорика, представлявшими собой уникальную готическую галерею, сохранившуюся до нашего времени. Стены и своды часовни были покрыты золотой отделкой с всаженными полудрагоценными камнями и стеклянными линзами, создавшими на сводах потолка иллюзию звездного неба. Неудивительно поэтому, что еще летописцы эпохи Карла IV в то время писали, что на всем белом свете нет ничего красивее этой часовни.
На облике града сказалась перестройка в стиле поздней готики и прежде всего в стиле Ренессанса, осуществленная в эпоху Рудольфа II придворным архитектором Ульрикком Аосталиссом. Нынешний свой облик град приобрел в результате реставрационных работ конца 19 века, осуществленных в духе пуризма известным архитектором Йозефом Мокером.
Кто владел замком после смерти Карла IV? Замок переходит его сыну Вацлаву IV. Вацлав холодно относился к замку Карлштейн. В начале гуситских войн в Карлштейн перевезли чешские коронационные драгоценности. Некоторое время они хранились рядом с регалиями Римской империи.
В середине XV века второму сыну Карла IV Сигизмунду по его же приказу удалось вывести из замка сокровища Римской империи. Они так и остались за пределами Чехии и сейчас хранятся в Вене.
Гуситы тоже хотели полакомиться ценностями замка Карлштейн. Им удалось отрезать замок от воды и продовольствия, но всё же не удалось его захватить.
В 1541 году во время пожара в Праге сгорели судебные книги. В этом же году было принято решение перенести Пражский архив в замок Карлштейн. К тому времени в Карлштейне уже хранились ценные грамоты, летописи и рукописи архива.
В 1625 году Фердинант II, после подавления сословного восстания, понизил статус замка Карлштейн и подарил его свой жене Элеоноре. Элеонора заложила замок, тем самым приведя его в упадок.
Через некоторое время жене императора Леопольда удалось выкупить замок Карлштейн. Он снова стал собственностью чешских королей. Но лишь в 1812 году, по инициативе короля Франца I начались реставрации в замке. Франц I, не будь дурачком, вывез из замка в Вену часть средневековой обстановки.
Основную реставрацию замка Карлштейн осуществил архитектор Моккер. Он привёл замок в первоначальный вид, а именно в тот, что был во время правлении короля Карла IV.
 
ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ
 
ДВОРЯНСКИЙ ЗАЛ
В исторической литературе этот зал назывался передней или прихожей рыцарского зала. Это помещение, используемое как место сбора императорского сопровождения, в 14 веке было также, как и остальные интерьеры дворца затеплено с помощью деревянных стен, о чем свидетельствует сохранившийся фрагмент обшивки с деревянными кассетами.
На южной стороне с видом на долину 8 алькове с аркой, восстановленном в конце 19 века, находились четыре окна. Арка однако была закрыта стеклянными дверями с выходом напросторный балкон.
В настоящее время здесь находится большая модель крепости второй половины 14 века, когда ее строительство было завершено.
Крупные современные карты демонстрируют как выглядело Чешское королевство и священная Римская империя в эпоху Карла IV (правил с 1346 по 1378 гг.).
В витрине представлены факсимиле учредительной грамоты Карлова университета (1348 г.) и папской буллы Климента VI. на основании которой пражское епископство было повышено на архиепископство (1344 г.).
Над дверями, ведущими на балкон, расположены копии бюста Карла IV и его четырех жен. Оригиналы были изготовлены в 14 в. в мастерской Петра Парлержа и находятся в трифории кафедрального собора св. Вита на Пражском Граде. Слева: Бланка Валуа, маркграфиня моравская и королева чешская (1316-1348 гг.), Анна Фальцкая, чешская королева (1329-1353 гг.), Карел IV, чешский король и император римский (1316 - 1378 гг.). Анна Свидницкая, чешская королева и римская императрица (1339 -1362 гг.) и Елизавета Померанская, чешская королева и римская императрица (1347 - 1393 гг.). Между окнами расположен бюст первого пражского архиепископа Арношта из Пардубиц (1297 -1364 гг.)
 
ВАССАЛЬНЫЙ ЗАЛ (РЫЦАРСКИЙ ЗАЛ)
В самом крупном зале крепости изначально располагались оригинальные старинные шкафы, в которых карлштейнские вассальные рыцари хранили свою одежду и оружие. На дверях каждого шкафа были изображены гербы рыцарей и их имена. Наряду с комплектными шкафами сохранились также отдельные расписанные части дверей конца 15 и начала 16 века. Под ними у стены находятся оригинальные массивные регистрационные шкафы, в которых с конца 15 века хранились важные документы чешского архива. Выставленный самострел (арбалет) 15 века относится к числу старейших дошедших до наших времен частей вооружения гарнизона крепости.
С восточной стороны просторный зал завершает часовня се. Николая, расположенная в полуцилиндрической башне. Настенная роспись на стенах часовни до нашего времени не сохранились, еще в конце 16 века роспись была признана сильно поврежденной и не подлежащей восстановлению. В 19 веке вся часовня была покрыта декоративной росписью, позднее закрытой. В настоящее время эта роспись будет постепенно восстанавливаться.
На алтаре часовни стоит готическая скульптура св. Николая времен Карла IV - составная часть первоначальной обстановки крепости.
Слева от часовни находится позднеготический алтарный триптих, ранее принадлежавший местному костелу св. Пальмации. на котором изображены фигуры Иисуса Христа, св. Пальмэиии и се Вацлава.
На левой стене висит копия картины, изготовленной по заказу Яна Очка из Влашима, с изображением императора Карла IV и молодого Вацлава IV, коленопреклоненных у ног Девы Марии, в нижней часта картины среди фигур чешских покровителей (св. Прокоп, св. Войтех. св. Вит и се. Людмила) изображен коленопреклоненный второй пражский архиепископ Ян Очко из Влашима, канцлер Карла IV и первый чешский кардинал.
 
ВЕРХНИЙ ДВОР
Верхний двор обрамляют Императорский дворец и отдельно стоящая Марианская башня, получившая свое названия от костела Вознесения Девы Марии, находящегося на втором этаже башни. Императорский дворец соединен с Марианской башней при помощи крытого мостика, установленного здесь взамен прежнего откидного подъемного моста, находившегося по оборонительным соображениям на уровне второго этажа. Марианская и Большая башня также соединены между собой с помощью длинного деревянного моста.
 
КАПИТУЛЬНОЕ ДЕКАНСТВО
 
ПОМЕЩЕНИЯ КАНОНИКОВ КАРЛШТЕЙНСКОГО КАПИТУЛА
В малом восточном флигеле Императорского дворца радом с личными королевскими комнатами находятся два помещения, которые в 14 и 15 веках по всей вероятности использовала охрана крепости. В 16 и 17 веках эти помещения были выделены для нужд Карлштейнского капитула, основанного Карлом IV в 1357 году. Этому предназначению соответствует и оборудование интерьера, где над шкафом с богатой резьбой по дереву, в котором хранились церковные одеяния начала 17 века, висит несколько портретов гуманистов, церковных сановников и философов. Большое распятие датируется до 1420 года. Остальная обстановка помещения относится к эпохе Ренессанса. А маленький сундук и предметы мебели для сидения относятся к 16 веку.
В проходной комнате в витрине представлены фрагменты излюбленных настольных игр в период с 14 по 16 век, в частности, уникальные игральные карты и шахматная доска.
Заглянув в превет, можно получить представление о социальном оснащении туалета средневекового града.
 
СПАЛЬНЯ КАРЛА (ЛИЧНАЯ КОМНАТА ИМПЕРАТОРА)
В помещении с часовней жил император Карел IV и его сын Вацлав IV во время своего пребывания на Карлштейне. В спальне висит эксклюзивная ткань, копия ткани того времени, принадлежавшей самому Карлу IV. Такие ткани не только украшали средневековые помещения, но прежде всего их утепляли.
К числу личных предметов Карла IV и одновременно к числу предметов первоначального оснащения града откосится алебастровая скульптура Мадонны начала 14 века, которую император, по всей видимости, приобрел во Франции, или диптих (мобильный алтарь) работы Томаса да Модемы, художника итальянского происхождения, работавшего в Чехии при дворе Карла IV Среди предметов из личного собрания императора следует упомянуть о картине под названием «Мадонна Арацоэли», копия которой здесь также представлена. Прообраз картины работы Мастера Тршебоньского алтаря Карел IV очевидно получил в подарок от папы Урбана в 1368 году. Для чешского изобразительного искусства характерны богато раскрашенные рамы с фигурами пророков и святых.
Между окнами находится первоначальная скульптура почитаемой Карлом IV святой Екатерины Александрийской, относящейся к периоду, так называемого, «прекрасного стиля» (около 1400 г.). Королевская спальня обставлена сундуками 15 и 16 веков и мягкой мебелью в стиле ренессанс. Для личной гигиены использовался превет (влево от камина) и лавабо с оловянным умывальником и сосудом с водой, расположенным у двери.
 
ЗАЛ ДЛЯ АУДИЕНЦИЙ
Стены зала для аудиенций также, как и полихромированный потолок обшиты деревянными кассетами. Большая часть обшивки и порталы дверей были созданы до 1355 года, благодаря чему зал сохранил свой первоначальный характер и относится к числу наиболее сохранившихся интерьеров на граде Карлштейн. В альковах окон сохранилась первоначальная роспись, особенно герб города Рима с латинской надписью из золотой буллы: «Roma capart mundi regit orbшs frena rotundi», подчеркивающей величие императора.
Тронное кресло с балдахином украшено богатой резьбой и относится к числу уникальных экземпляров средневековой мягкой мебели. По своему типу оно соответствует готическим тронным креслам, так называемого французского типа, которые были отмечены на дворе французских королей в 14 веке. Ориентальный кавказский ковер под троном был соткан в начале 19 века.
Помещение использовалось как рабочий кабинет императора, где он также принимал личных гостей и официальные делегации, давал аудиенции и вел важные дипломатические переговоры. В письменных источниках зал для аудиенций обозначается как «горница, в которой бывал император Карел».
 
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАЛ ПРЕДКОВ
Главный торжественный зал императорского дворца был украшен настенной росписью, где Карп IV дал изобразить своих настоящих и фиктивных предков. Родословная на стенах зала должна была продемонстрировать славу и древность предков императора и понималась как дело престижа. Эта великолепная настенная роспись, состоявшая из отдельных портретов в двух рядах над собой по всему периметру зала, возникла после 1355 года. К концу 16 века цикл настенной росписи был уже настолько поврежден, что зал было необходимо снова покрыть штукатуркой. В то время первоначальная роспись зала исчезла полностью. В настоящее время Зал предков украшает портретная галерея, на картинах которой представлены настоящие и фиктивные предки Карла IV из чешской правящей династии Пршемысловичей (по материнской линии Элишки Пршемысловны). Зал предков таким образом является продолжением первоначального замысла продемонстрировать древнее происхождение Карпа IV. Картинная портретная галерея чешских правителей возникла в период с 17 по 18 век, однако иконографически она черпает из более древних источников, относящихся по крайней мере к 15 веку а скорее всего к времени правления Карла IV.
 
КОРОЛЕВСКИЙ ПИРШЕСТВЕННЫЙ ЗАЛ
Пиршественный зал бесспорно использовался наряду с соседним залом предков как одно из главных парадных помещений Императорского дворца. В настоящее время в нем представлена вторая часть исторических портретов чешских королей и римских императоров из династии Люксембургов, Ягеллонов и Габсбургов, являющаяся продолжением портретов в Зале предков. Целая коллекция так представляет собой самую обширную и богатую портретную галерею чешских правителей в нашей стране. В оформлении интерьера был использован целый ряд уникальных предметов столовой посуды (миски, ложки, вилки, ножи) эпохи готики и ренессанса из первоначального убранства Карлштейна. Интересным экспонатом, повествующем о гигиенических навыках того времени, является так называемое лавабо, расположенное у центральной колонны, которое использовалось для мытья рук.
 
МАРИАНСКАЯ БАШНЯ
 
СОКРОВИЩНИЦА КРЕПОСТИ
В прошлом первый этаж Марианской башни использовался для разных целей: для нужд рыцарей - вассалов, Карлштейнсхого калитула и позже как склад.
С учетом данных, почерпнутых из исторических источников, подтверждающих, что в Марианской башне находилась личная сокровищница Карпа IV, в интерьере башни были сосредоточены карлштейнские коллекции, которые по своему характеру и историческому происхождению могли быть составной частью сокровищницы крепости.
В первую очередь здесь представлена уникальная коллекция церковных риз, т.н касулей, 15-16 вв.
Представление об оригинальных коллекциях реликвий можно получить на основании частей готических доспехов из колец или металлических пластин, принадлежавших якобы св. Вацлаву, или головы крокодила, которую считали головой дракона, убитого св.Георгием. В числе уникальных экспонатов сокровищницы следует назвать античную гемму, находившуюся в крепости еще в эпоху Карла IV, готический звоночек на ножках, упоминание о котором было обнаружено в древнем инвентарном списке крепости, готические металлические или редкие эмалевые подсвечники. Коллекция предметов сокровищницы крепости включает в себя ювелирные изделия из драгоценных металлов периода 14-19 вв. высокого художественного уровня и ремесленного исполнения.
На стенах находятся части оригинальной настенной росписи с лестницы Большой башни, на которых изображены летящие ангелы с музыкальными инструментами как часть ангельского хора.
Модель Большой башни знакомит зрителей с часовней св. Креста, ее расположением и расположением башенной лестницы в рамках общей архитектуры строения.
 
СОКРОВИЩНИЦА
В карлштейнской сокровищнице сосредоточены предметы, которые в прошлом входили в состав оснащения самого ценного помещения града - часовни св. Креста Наряду с копиями картин станковой живописи по дереву из мастерской Мастера Теодорика здесь представлены копии инкрустации (инкрустации полудрагоценными камнями, прежде всего яшмой, агатами и аметистами стен часовни св. Креста).
В двух шкафах эпохи ренессанс с инкрустацией, датируемых 1611 г., в часовне св. Креста хранились документы чешского архива, то есть самые важные государственные документы и копии земских книг. Здесь также выставлен один из оригинальных готических сундуков (до 1365 г). Копия готической пампы из часовни св. Креста была изготовлена в 19 веке из дерева, позолоченной чеканной жести и хрустального стекла. Единственная оригинальная, сохранившаяся до наших дней, лампа находится в часовне се. Креста.
О первоначальном предназначении крепости, когда здесь хранились коронационные регалии, напоминает копия чешской Сватовацлавской короны.
Сватовацлавская корона является самой ценной частью чешских коронационных регалий. Она была наивысшим символом светской власти и право возложить ее на голову чешского короля имел лишь пражский архиепископ. Корона была изготовлена в 1346 году по приказу Карла IV и была посвящена покровителю Чешских земель св. Вацлаву. Будучи государственной и наследственной короной, она предназначалась для использования только во время коронации и других особо важных торжеств в Праге и ближайших окрестностях. Короной было короновано 22 чешских короля. Она впервые была использована для коронации Карла IV в 1347 году и в последний раз ею был коронован Фердинанд V Габсбургский в 1836 году. Корона является шедевром работы пражских ювелиров. Она была изготовлена из чистого золота и украшена 20 жемчужинами и 96 драгоценными камнями (рубин, шпинели, смарагды, сапфиры), некоторые из которых относятся к наиболее крупным и красивым в мире. Верхний золотой крест был украшен сапфирной камеей с рельефом, изображающим Распятие. Сватовацловская корона является не только шедевром чрезвычайной исторической и художественной значимости и ценности, но также представляет собой на протяжении веков символ легитимности и независимости чешских правителей и суверенитета чешского государства.
В период с 1419-1421 гг. и с 1436-1619 гг. чешские коронационные регалии хранились в часовне св. Креста на Карлштейне, а в настоящее время они хранятся в коронационной палате над часовней св. Вацлава в кафедральном соборе се. Вита, Вацлава и Войтеха на Пражском Граде.
 
БЫВШАЯ ТЮРЬМА КРЕПОСТИ (Т.Н. ЧЕРВЕНКА)
На первом этаже Марианской башни, куда посетители входят по лестнице, находятся помещения в прошлом используемые как тюрьма крепости. Об этом свидетельствует сохранившиеся надписи и рисунки, сделанные некоторыми узниками, на оригинальной штукатурке стен преимущественно эпохи Ренессанса. В приемной комнате сохранился старейший деревянный потолок конца 15 века. В настоящее время здесь находится небольшая экспозиция и магазин с широким предложением книг, брошюр, открыток и копий исторических художественных предметов.
 
ЧАСОВАЯ БАШНЯ
 
На верхнем этаже башни вторых ворот крепости, куда можно подойти по обходной галерее крепости, сохранился сложный ренессансный часовой механизм эпохи правления Рудольфа II. Механизм оснащен цимбальным колоколом, который был отлит по распоряжению Карлштейнского бурггрэфа вилема Славаты из Хлума и Кошумберка в 1609 году. На нижнем этаже Часовой башни, куда ведет деревянная лестница, повешен большой, т.н. колокол Святой Екатерины. Колокол был отлит еще в эпоху правления Карла IV и заново отлит в начале 17 века. Первоначально он располагался в колокольне крепости в юго-западной части укреплений Большой башни. В Часовую башню колокол перенесли во время реставрационных работ в конце 19 века.
Колокол Святой Екатерины можно услышать и сегодня во время празднований знаменательных событий. В Часовой башне находится галерея, где продаются драгоценные камни и ювелирные украшения.
 
КОЛОДЕЗНАЯ БАШНЯ
 
К колодезной башне можно спуститься по лестнице с главного двора крепости. В прошлом в нижней части колодезного ареала находилась пекарня и прачечная. Из двора можно пройти непосредственно в Колодезную башню, где сохранился уникальный перекачивающий механизм в виде колеса, внутри которого ходили люди. При повороте поднималось или опускалось окованное 70-литровое ведро и весь процесс длился около 10 минут. Сам колодец имеет форму сужающегося прямоугольника и достигает глубины 75 метров. Учитывая то, что у колодца не было собственного источника воды, вода в колодец доставлялась по специальному подземному каналу из ручья, огибавшего скалу с западной стороны. Таким образом, речь идет о своеобразной цистерне - большом подземном резервуаре с питьевой водой, а не о колодце как таковом. С 1911 года, когда в крепости был проведен водопровод, колодец перестал использоваться. Несмотря на это, высота воды в колодце достигает и сегодня 12 метров. В Колодезной башне в настоящее время находится магазин с традиционной и исторической керамикой и фаянсом.









Если вы хотите посетить этот замок или какой-то другой по вашему желанию, я могу свозить вас в индивидуальном порядке на своём автомобиле. Обращайтесь по обратной связи, через Skype elsaol1 или по эл.почте

Просмотров: 6876 | Добавил: elsaol | Теги: карлштейн как добраться, замок карлштейн, фото карлштейн, замки рядом с прагой, карлштейн чехия, достопримечательности чехии, карлштейн, замки чехии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]