MENU
Главная » 2010 » Сентябрь » 5 » Мосты Праги
20:57
Мосты Праги

Поднимитесь на Летенский холм над Влтавой. Оттуда, с парковых дорожек, открывается чудесный вид не только на старинный центр города, но и на саму реку с её многочисленными мостами.

Всего в Праге 15 крупных мостов: 14 из них соединяют берега Влтавы, а один переброшен через Нусельское ущелье рядом с Вышеградом. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что и под Нусельским мостом течёт речка, Ботич, правда, почти уже высохшая.

Раз уж я упомянул Нусельский мост, стоит сказать, что он возвышается в 40 метрах над землёй, чем заслужил печальную славу «моста самоубийц». Строительство моста началось в 1965 году, а в 1974-м по его нижнему ярусу проехал первый поезд метро. В 200 году мост был назван национальной постройкой столетия в категории «Транспортные коммуникации».

Первый пражский мост по течению Влтавы (с юга на север) – железобетонный Збраславский мост имени Пробега мира, построенный в середине 1960-х годов. 

За ним следует железнодорожный Браницкий мост, именуемый в народе Мостом интеллигенции. Над его строительством в 1951-54 годах работали, в основном, интеллектуалы, которых в качестве наказания за инакомыслие переводили с привычной работы на тяжёлую физическую.

Следующий мост – Баррандовский – самый крупный и широкий (до 50-ти метров) в Праге, расположенный под самым высоким (до 50-ти градусов) углом к берегу. Мост строился с 1978 по 1988 гг. Имя своё он получил сначала в честь чехословацкого президента Антонина Запотоцкого, а в 1990-м был переименован. Мост ведёт к Баррандовским скалам, получившим название, как и расположенный за ними жилой район, в честь выдающегося палеонтолога и геолога Йоах после Карловаюима Барранда, который на этой территории проводил свои исследования.

Железнодорожный Вышеградский мост – третий старейший в городе. Он стоит на опорах бывшего Смиховского моста, сооружённого в 1871 году. В 1901-м его пришлось перестроить, поскольку старый мост не выдерживал растущей нагрузки. Интересно, что замена моста произошла в течение всего одного дня.

Ближе к центру Праги расположен мост Палацкого, построенный в 1876-78 годах. Он стал вторым пражским каменным мостом после Карлова. Сооружение его пришлось на период патриотического подъёма, что повлияло как на выбор архитектурного стиля (модный тогда псевдоренессанс) и имени, так и на декоративное оформление. У оснований моста по обе стороны реки стояли четыре скульптурные группы работы Йозефа Вацлава Мысльбека, изображающие героевчешской мифологии. Камень был подобран в национальных цветах: голубой гранит, красный песчаник и белый каррарский мрамор. Однако сейчас от замысла создателей мало что осталось. Статуи, повреждённые во время бомбёжки союзнической авиацией в феврале 1945 года, были отреставрированы и перевезены в парк на Вышеграде. В середине 1950-х годов была произведена реконструкция перил, в результате которой на месте белого мрамора оказался более дешёвый местный песчаник. Единственное, что уцелело, - памятник Палацкому на прилегающей одноимённой площади и название. Хотя покушались и на него: во время немецкой оккупации мост получил имя Моцарта, но, несмотря, на любовь пражан к этому композитору, оно не прижилось.

Следующий мост получил имя писателя и общественного деятеля Алоиза Йирасека. Мост Йирасека был построен в 1929-32 годах рядом с домом , где писатель жил и работал на протяжении 27-ми лет. И этот мост немецкие власти пытались переименовать в мост Динценгофера: на берегу, противоположном Танцующему дому, на месте транспортной развязки раньше стоял барочный Павильон Динценгофера с квартирой директора ботанического сада, от которого сейчас остался лишь небольшой сквер с аллегорической статуей Весны.

От подножья Перржина к Национальному театру через Стрелецкий остров ведёт мост Легионов. Среди архитекторов, работавших над его созданием, был Антонин Балшанек, к работам которого относятся, к примеру, Пражский городской музей и Муниципальный дом. Мост, тогда имени Франца Иосифа I, был открыт в 1901 году на месте цепного моста, ставшего исторически вторым пражским мостом через Влтаву (сооружён в 1839 – 41гг.) после Карлова. С открытием цепного моста связан один анекдот. Император Франц Иосиф  очень любил технические новинки и присутствовал на открытии нескольких пражских мостов, где с удовольствием фотографировался. Фотография открытия цепного моста попала в газету с надписью «Прогулка по мосту». Прогулка по-чешски – «прохазка», так же звучит популярная чешская фамилия. Естественно, у австрийского императора в Праге тут же появилось прозвище «Старик Прохазка».

Далее следует знаменитый Карлов мост. О нём я уже писал здесь http://www.kaktamnam.ru/blog/karlov_most/2010-02-11-4.

Сразу за ним следует мост Манеса, соединяющий площадь Палаха с районом Клпров, где расположена станция метро Малостранска. Этот мост был построен незадолго перед Первой мировой войной на месте цепного пешеходного мостика. Изначально мосту хотели присвоить имя кронпринца Рудольфа, но тот покончил жизнь самоубийством, а эрцгерцог Франц Фердинанд, имя которого после этого должен был получить мост, был как раз убит в Сараево. Мост Манеса построен в стиле кубизм, над рельефами на перилах трудились скульпторы Франтишек Билек и Йозеф Маржатка. Над водой расположены статуи Красота и Искусство работы Яна Штурсы.

Продолжением улицы Парижска стал Чехов мост, открывшийся в 1908 году. Автор украсивших его статуй Виктории – Антонин Попп, создавший также бюсты чешских выдающихся деятелей в Пантеоне Национального музея. Этот мост – самый короткий в Праге (169м.). Своё имя он получил в память об одном из крупнейших поэтов и писателей конца XIX века Сватоплуке Чехе, умершем незадолго до окончания строительства.

Швермов мост ведёт к Летенскому туннелю. Он был построен в 1951 году на месте цепного моста, изначально задуманного городской элитой для сокращения пути прогулки в Королевский заповедник (сейчас - парк Стромовка).

Первым железобетонным мостом в Праге стал Главков мост, проходящий над островом Штванице. Над оформлением этого моста в стиле кубизм принимали такие знаменитые скульпторы, как Ян Штурса, Йозеф Маржатка и Отто Гутфройнд. Йозеф Главка, в честь которого был назван мост, был выдающимся архитектором (Венская придворная опера) и щедрым меценатом.

Рядом с Главковым мостом через Штванице проходит железнодорожный виадук – старейший железнодорожный мост в Праге.

В 1920-е годы были построены два последних пражских моста – Либеньский и Баррикадников (Тройский). Последний получил своё название благодаря крупнейшей в городе баррикаде, возникшей в мае 1945 года во время пражского восстания.

Здесь я рассказал о  наиболее крупных пражских мостах. А с учётом маленьких всего в Праге их насчитывается 270, не считая 50ти пешеходных мостиков.


Просмотров: 6489 | Добавил: elsaol | Теги: влтава, мосты праги, карлов мост, достопримечательности праги | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]